Местные выборы 2015 – чего ждать?

785Уже прошло 5 дней после принятия закона о местных выборах, а окончательного текста так и нет. Это, кстати, «нормальная» практика ВР этой каденции. Поэтому, решил ознакомиться с текстом документа, подготовленного ко второму чтению. Тем более, что сегодня расскажу о системе выборов и принципах распределения мандатов, которые, судя по новостям СМИ, особо не трогали в момент голосования.

Власть цинична, жестока и последовательна в своих действиях по оккупированнию власти. Те, кто в 2010 году критиковал «папередников» за принятый ими закон, например лидер «Фронта Перемен» Арсейний Яценюк, теперь (не лично конечно, а через фракцию «Народного Фронта») проголосовали однозначно за новый закон. В частности, Яценюк в интервью УНИАН говорил в 2010 — «Данный закон лишает миллионы людей права избирать и быть избранными, останавливает демократические процессы в Украине. Подписанием закона Президент запретил самовыдвижение кандидатов в мэры и депутаты на выборах и закрыл путь к местной власти новым политическим силам, в первую очередь партии «Фронт Перемен». По этой логике следующим шагом должно стать внесение изменений в Конституцию относительно того, что Партия регионов является единственной руководящей и направляющей политической партией в Украине», — заявил лидер «Фронта Перемен» (http://www.unian.net/politics/384489-yatsenyuk-kritikuet-yanukovicha-za-zakon-o-mestnyih-vyiborah.html).

Теперь буду писать о нюансах нового, пока еще законопроекта, о местных выборах 2015.

Сегодня хочу остановиться на системе выборов депутатов областных, районных, городских, районных в городах советов.

О так называемых открытых списках и необходимости избрания по ним депутатов ВР говорили много и долго, но в итоге депутаты ВР были избраны по традиционной смешанной системе (225 по пропорциональной (спискам) и 225 по мажоритарной). А вот так называемые открытые списки решили влепить на местные выборы, где они (лично по моему мнению) совсем неуместны. И ниже я объясню почему.

Вначале немного истории. В 2006 году был жесткий закон и местных депутатов избирали исключительно по спискам. Был 1 бюллетень – партийный. В итоге советы представляли интересы партийных организаций, а не громады. В 2010 году закон приняли более лояльный. По нему, местных депутатов избирали по смешанной системе (50 по спискам, 50 по мажоритарке). Тут уже было 2 бюллетеня – партийный и с кандидатами. Особую критику тогда вызывала норма, согласно которой мажоритарщики не имели право самовыдвижения и могли выдвигаться только партиями. В итоге этот запрет обошли просто, какая-то партия формально выдвигала мажоритарщика и он агитировал за себя, абсолютно не вспоминая партию, т.к. в бюллетене была его фамилия. В 2010 году в советы пришло много действительно представителей громады, которые были неудобны никому (не власти, не оппозиции) и спокойно высказывали свое мнение, голосовали как считали нужным и регулярно работали с жителями. Тогда в 2010 году человек с активной жизненной позицией, в небольшом городе где 2-4 тысячи избирателей на округе, мог спокойно обойти представителя ПР, или депутата, который уже не помнит какой он срок в совете при минимальных финансовых затратах и активном участии в избирательной компании – за счет встреч и обхода избирателей.

В 2015 году все совсем по другому. Согласно проекта закона выборы депутатов Верховной Рады Автономной Республики Крым, областных, районных, городских, районных в городах советов проводятся по пропорциональной избирательной системе в многомандатном избирательном округе по избирательным спискам местных организаций политических партий, блоков местных организаций политических партий (далее — избирательные списки) с закреплением кандидатов в территориальных избирательных округах, на которые делится многомандатный избирательный округ, который совпадает с территорией соответственно Автономной Республики Крым, области, района, территории города согласно существующему административно-территориальному устройству или территории образованной в соответствии с Законом Украины «О добровольном объединении территориальных громад» объединенной городской территориальной громады (далее — территория объединенной городской громады). Т.е. на этих выборах будет только 1 бюллетень – партийный.

Теперь о праве на выдвижения кандидатов.

Право выдвижения кандидатов принадлежит гражданам Украины, которые имеют право голоса. ))) Это право реализуется гражданами Украины соответственно через республиканские Автономной Республике Крым, областные, районные, городские, районные в городах организации политических партий (далее — местные организации партий), блоки местных организаций партий или путем самовыдвижения (только для депутатов сельских и поселковых советов и мэров) в соответствии с настоящим Законом.

В итоге, никакого самовыдвижения и никаких мажоритарщиков, только кандидаты от партий и блоков, пропорциональная система и 1 бюллетень.

Теперь проанализируем что же такое «открытые списки», а по закону совсем другое — закрепление кандидатов в территориальных избирательных округах, на которые делится многомандатный избирательный округ.

Соответственная партийная организация (городская, районная, областная) может выдвинуть избирательный список кандидатов в депутаты соответствующего совета (с закреплением не более чем по одному кандидату в депутаты в территориальном избирательном округе по выборам депутатов соответствующего совета).

Что же означает это закрепление и как люди будут голосовать за этих кандидатов?

Вот как будет выглядеть избирательный бюллетень — в избирательном бюллетене для голосования в территориальном избирательном округе указываются порядковый номер, полное название соответствующей местной организации партии (блока), а также в скобках фамилия, собственное имя (все имена) и отчество (при наличии) первого кандидата (первых двух или трех кандидатов) в список кандидатов, выдвинутого местной организацией партии (блоком) в соответствующем многомандатном избирательном округе, а также кандидата в депутаты закрепленного за соответствующим территориальным избирательным округом со сведениями о годе рождения, образование, партийность, основное место работы (занятие), место проживания. Между порядковым номером и названием этой местной организации партии (блока) вместе с информацией о кандидате в депутаты размещается пустой квадрат. Т.е. голосовать будем все равно за партию, о закрепленном кандидате можно будет прочитать в бюллетене и прямо за него голосовать не будем.

Теперь о том, как будут распределяться мандаты.

Проходной барьер для партий – 5%, для блоков – 7%.

Проходной барьер для закрепленных за округами кандидатов от партий – 5%, от блоков – 7%.

Что это значит на практике?

Чтобы конкретному человеку (кандидату) попасть в совет, его необходимый минимум – на его округе за него (точнее за партию или блок, от которого он идет) должно проголосовать 5% избирателей, которые приняли участие в выборах, если кандидат баллотируется от партии и 7% если от блока. При этом, в многомандатном округе (т.е. в городе, районе, области и т.д.) за партию в общем должно проголосовать не менее 5% избирателей, за блок – не менее 7%. Т.е. если на конкретном округе, например в городе, кандидат (точнее партия или блок) получили скажем 80% голосов, а по всему городу партия набрала меньше 5%, такой кандидат не получает мандат.

Также, мандаты получат депутаты с наибольшим числом голосов по своим округам, т.к. выборы по спискам, а окончательный список партии или блока сформируется по результатам голосования за кандидата (точнее партию или блок) в конкретном округе.

Фактически, этим партии и блоки «обязали» своих кандидатов работать на общий партийный рейтинг, т.к. голосовать люди будут за партии или блоки в списке и лишь косвенно за конкретных кандидатов. Агитировать за себя кандидатам нет смысла, люди их все равно с трудом смогут найти в бюллетене.

В итоге местные советы сформируются исключительно из представителей партий и блоков. Активистам и «простым людям», исходя из данного законопроекта, видимо нечего делать в местном самоуправлении.

Продолжение следует…

 

Дмитрий Погребняк, партнер ЮК «Слесарев и Погребняк»

 

 

вибори 2015, місцеві вибори 2015, выборы 2015, местные выборы 2015, выборы депутатов, вибори депутатів, відкриті списки, открытые списки, закон о местных выборах, закон про місцеві вибори

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *