К сожалению, в нашем регионе о хороших дорогах приходится только мечтать и как бы нам не рассказывали власти о скорых изменениях, с приходом весны все автомобилисты столкнулись с проблемой изрядно потрепанного дорожного покрытия. В некоторых местах дороги, что называется, «одна сплошная яма». Данная ситуация значительно усугубила передвижение по городу на автотранспорте, поскольку возросла вероятность попасть на скорости в выбоину и, как следствие, остаться без колеса. Многие водители стали свидетелями, когда на обочинах выстраивались автомобили с поврежденными колесами, погнутыми дисками, для того чтобы поставить «запаску» и доехать до ближайшего СТО. На нашем сайте мы уже не единожды затрагивали эту тему, и все же ответственность за убытки, нанесенные некачественным дорожным покрытием, должны нести организации, по вине которых проблемные участки дорог не были отремонтированы в установленные законом сроки:
Компенсировать потраченные на ремонт затраты можно, но для этого нужно с самого начала выполнить ряд предусмотренных законом действий, которые в дальнейшем помогут взыскать ущерб в судебном порядке.
1. Необходимо остановиться на месте происшествия, включить аварийную сигнализацию и установить знак аварийной остановки. Это необходимо для фиксации дорожно-транспортного происшествия.
2. Сохранить транспортное средство, поврежденное имущество, расположение участников ДТП в таком состоянии, в котором они находились после дорожно-транспортного происшествия, до приезда представителей ГАИ МВД Украины.
3. Вызвать сотрудников ГАИ МВД Украины для регистрации происшествия, составления протокола и схемы ДТП.
4. До приезда сотрудников ГАИ МВД Украины нужно сделать как можно больше фотографий с места происшествия. Фотографировать нужно все: поврежденный автомобиль, дефектный участок дороги, расположение предупреждающих знаков дорожного движения (или их отсутствие). Не будет лишним найти хотя бы двух очевидцев (свидетелей) происшествия, переписать их контакты и адреса и попросить, чтобы они могли подтвердить факт ДТП как показаниями в протоколе, так и по возможности в суде.
5. После прибытия сотрудников ГАИ МВД Украины необходимо настаивать на оформлении ДТП с указанием в схеме ДТП размеров глубины и ширины ям, отсутствия дорожных знаков, внесением в протокол показаний свидетелей и т.д. От правильного оформления ДТП напрямую зависит результат получения финансового возмещения материального и морального вреда в судебном порядке, поэтому данный процесс следует проконтролировать, так как работники ГАИ неохотно признают факты некачественного покрытия.
6. Необходимо настаивать на том, чтобы сотрудники ГАИ МВД Украины вызвали представителей дорожной службы, ответственной за данный участок дороги.
7. Если в процессе оформления будет установлен факт, что причиной ДТП является некачественное дорожное покрытие и его несоответствие требованиям ДСТУ 3587-97, сотрудники ГАИ обязаны составить на ответственных должностных лиц дорожной службы протокол об административном нарушении согласно статье 140 Кодекса Украины об административных правонарушениях. Если же представитель дорожной службы не приехал, или сотрудник ГАИ отказывается составить протокол на ответственных должностных лиц за некачественное покрытие дороги, необходимо узнать у сотрудника ГАИ название подразделения, где он работает, а после — обратиться с заявлением в данное подразделение с просьбой привлечь к административной ответственности должностных лиц организации, ответственной за состояние дороги. Составленный протокол будет служить основным доказательством вины дорожной службы за некачественное дорожное покрытие.
8. Также для установления размера причиненного материального ущерба необходимо обратиться в экспертную организацию для проведения экспертизы восстановительной стоимости транспортного средства.
Для обращения в суд с иском о возмещении материального и морального вреда, необходимо собрать достаточно широкую доказательную базу, которая будет указывать на вину (халатность) дорожной организации.
Минимальный пакет документов, с которым можно обращаться в суд, выглядит примерно так (не считая, конечно, иска, квитанции об оплате судебного сбора и т.д.):
1. Копия протокола об административном правонарушении должностных лиц дорожной службы или постановление о привлечении к административной ответственности;
2. Копия протокола осмотра места ДТП;
3. Экспертное заключение о восстановительной стоимости транспортного средства;
4. Фотофиксация места происшествия;
5. Письменные показания свидетелей;
При наличии доказательной базы есть хорошие шансы добиться финансового возмещения материального и морального вреда, причиненного ненадлежащим содержанием дорог, владельцами дорожных объектов, дорожно-эксплуатационными организациями в судебном порядке.
Напоминаем: еще в 2001 году в Правила ремонта и содержания автомобильных дорог были внесены дополнения об обязанности дорожно-эксплуатационных служб возмещать ущерб собственникам транспортных средств, если ДТП произошло вследствие неудовлетворительного содержания дорог.
Впрочем, с того момента украинская Фемида крайне редко удовлетворяла требования автовладельцев. Связано это, в первую очередь, с проблемностью формирования доказательной базы, которая в основном базируется на правильной фиксации состояния дороги. Отметим, что убедить сотрудников ГАИ, которые сами отвечают за безопасность движения, в том числе осуществляют контроль за содержанием в надлежащем техническом состоянии и чистотой дорог, в том, что причиной ДТП являются плохие дороги — задача не из легких.
Поэтому автовладельцу, который попал в подобную ситуацию, можно посоветовать тщательно подойти к составлению протокола и схемы ДТП, запастись фотографиями места ДТП, самому записать контактные данные свидетелей и т.д., то есть фактически еще на этапе осмотра места ДТП самостоятельно собирать доказательную базу для последующего установления в суде причинно-следственной связи между ДТП и состоянием дорожного покрытия.
Прецеденты есть
Подтверждением тому является решение коллегии судей Судебной палаты по гражданским делам Апелляционного суда Автономной Республики Крым от 14 марта 2011 года по гражданскому делу N 22-ц-190/1185/2011, в котором суд определил, что статьей 16 Закона Украины «О дорожном движении» предусмотрено право водителя на возмещение убытков, причиненных вследствие несоответствия состояния автомобильных дорог, улиц, железнодорожных переездов требованиям безопасности движения.
Имеющимися в деле доказательствами было установлено, что повреждения автомобиля и ненадлежащее исполнение структурным подразделением ГП «Крымавтодор» ОАО ГАК «Автомобильные дороги Украины» обязанностей по эксплуатационному содержанию дорог общего пользования, из-за чего покрытие автодороги имеет дефекты (ямы) на проезжей части, находятся в причинной связи.
На этом основании коллегия судей посчитала, что суд первой инстанции пришел к правильному выводу об установлении факта нанесения материального ущерба владельцу транспортного средства в результате наезда на яму на автодороге, которая образовалась из-за некачественного выполнения работ по эксплуатационному содержанию дорог общего пользования руководителем структурного подразделения ГП «Крымавтодор» ОАО ГАК «Автомобильные дороги Украины».
Процедура взыскания материального ущерба, причиненного транспортному средству некачественным дорожным покрытием, довольно-таки сложная и требует определенных знаний в отрасли права, поэтому большинство водителей, опустив руки, восстанавливают поврежденные автомобили за свой счет, и лишь немногие ищут справедливости в судебном порядке. Будет правильным сказать, что ни один участник дорожного движения не должен нести убытки, нанесенные некачественным дорожным покрытием, ведь вся ответственность должна быть возложена на организации, по вине которых проблемные участки дорог не были отремонтированы в установленные законом сроки.
Статья подготовлена ЮЦ «Гарант» с использованием источника:
«Юридическая практика» N 22, от 28 мая 2013 г.