Нужно ли проходить налоговую проверку при закрытии ФОП?

Часто, после подачи заявления о прекращении предпринимательской деятельности, государственный регистратор направляет ФОП в налоговую для снятия с  учета.

В налоговой просят написать заявление о проведении проверки, указывая на то,  что полное закрытие ФОП без этого не возможно.

Аргументируют  это так, — «без  проверки  ФОП не снимут с  учёта», «ФОП обязан сдавать отчеты в налоговую пока не пройдет проверку».  На самом деле приведённые  аргументы  не  соответствуют действительности, далее объясним почему.

Проведение налоговой проверки не является обязательным условием для прекращения деятельности ФОП (ФЛП).

С 2014 года изменился порядок проведения регистрационных действий. До 2014 года ликвидация ФОП делилась на 3 этапа:

1. Подача заявления о прекращении деятельности государственному регистратору.  Регистратор вносил запись о начале  процедуры ликвидации.

2. Прохождение проверок в ПФУ и налоговой службе, в результате которых выдавались соответствующие акты (с требованием устранить выявленные нарушения), либо справки ( в случае отсутствия нарушений). После успешного прохождения проверок выдавали справки о снятии с учёта. 

3. Последний этап — подача полученных документов из налоговой службы и ПФУ регистратору, который  вносил запись «припинено». Выдавалось уведомление о прекращении предпринимательской деятельности.
Ликвидация ФОП  занимала от 2 месяцев до 1 года.

В настоящее время, регистратор проводит действие сразу, на основании заявления ФОП, или доверенного лица. Статус «припинено» появится на сайте Министерства юстиции в течении суток с момента подачи заявления, этот статус и есть то, ради чего проходили проверку до 2014 года. 

С этого момента ФОП не имеет обязательств перед налоговой и ПФУ, кроме тех которые сохранились в ходе ведения деятельности. 

Поэтому, проходить налоговую проверку при прекращении деятельности ФОП — не обязательно.

Что нужно для закрытия ФОП?

Все что нужно для закрытия ФОП после подачи заявления государственному регистратору, — убедится в  отсутствии задолженности по уплате налогов и сборов,  сдать ликвидационные декларации.

Через 3 года, с момента  граничного срока  подачи отчетов, налоговый орган снимет вас с учёта на основании  заявления  без прохождения аудита.

До этого момента вы пребываете на учёте как физическое лицо — предприниматель, который прекратил свою деятельность, что не влечёт за собой никаких обязательств перед налоговыми органами.

При необходимости, налоговая запросит проверку самостоятельно, но только при наличии обстоятельств которые дают такое право, вот несколько из них:
— ФОП единщик превысил минимальную сумму( 1000000 грн.) в пределах которой можно работать без РРО,  не использовав последний.
— ФОП совершал рисковые операции с НДС.
— ФОП продавал товары субъектам, против которых возбуждены уголовные дела или вынесены приговоры в сфере экономических преступлений.
— ФОП продавал товары облагаемые  акцизным налогом  ( алкоголь, табак, топливо)
Основания для проведения фактической  проверки ФОП изложены в ст. 78 Налогового кодекса Украины.

Единщиков 1-2 группы проверяют реже остальных

Плательщиков единого налога 1-2 групп, если их доход не превысил максимально допустимые  суммы (1 группа 300000 грн., 2 группа 1500000 грн.) проверяют значительно реже, в сравнении с ФОП работающих на общих основаниях. Исключение ФОПы которые  продавали пиво.

Вероятность проверки  плательщиков единого налога 3 группы достаточно высока, особенно если ФОП оказывал услуги  юридическим лицам.

Прохождение проверки по собственной инициативе

Если вы решились пройти проверку самостоятельно, следует понимать что налоговый орган запросит книгу доходов, первичные бухгалтерские документы, выписки по расчетным  счетам   за последние 3 года предпринимательской деятельности.

Если вы предоставляли услуги от вас потребуют:

  • договоры о предоставлении услуг, заявку на выполнение работ ( если такая предусматривалась договором) и акты выполненных работ;
  • книгу учета доходов;
  • выписку по счету;

Если вы продавали товары:

  • накладные на товар;
  • договор поставки (при заключении такого договора)
  • расчетные документы (кассовые ордеры, квитанции об оплате товара), если вы использовали РРО, расчётные документы не подаются;
  • книгу учета доходов;
  • выписки по счету (при безналичном расчете)

Все остальные данные отображаются в налоговых реестрах, и требовать другие документы налоговая не имеет права.

Плательщики единого налога 2-3 групп, оборот которых превысил 1000000 грн.,  и плательщики налога на общих основаниях — обязаны использовать РРО в своей деятельности.

Данное обстоятельство является причиной наложения финансовых санкций на ФОП.

Если вы попадаете в группу риска, и беспокоитесь о том что  результаты проверки   не удовлетворят вас, обратитесь в нашу компанию.

Мы организуем налоговый аудит, восстановим  утерянные документы,  подготовим и внесём  декларации, успешно завершим аудит. С 2008 года мы помогли более 800 ФОП с проведением налоговых проверок.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.