Территориальная подсудность судебных дел, подсудных расположенным в районе проведения АТО административным судам

E0C6A252-FE60-419B-B5FD-2BAB3653ADA3_cx0_cy7_cw0_mw1024_s_n_r1

ВАСУ еще раз разъяснил в  информационном письме от 3 ноября 2014 №1493 /2/2/14-14 о территориальной подсудности судебных дел, подсудных расположенным в районе проведения АТО административным судам.

Высший административный суд Украины cчитает необходимым сообщить следующее:

1. Председателем Высшего административного суда Украины 2 сентября 2014 издано распоряжение №193 «Об обеспечении рассмотрения административных дел, подсудных административным судам, расположенным в районе проведения антитеррористической операции».

Согласно этому распоряжению рассмотрение административных дел, подсудных административным судам, расположенным в районе проведения АТО, осуществляется:

— Запорожским окружным административным судом — административных дел, подсудных Донецкому окружному административному суду;

— Харьковским окружным административным судом — административных дел, подсудных Луганскому окружному административному суду;

— Харьковским апелляционным административным судом — административных дел, которые подлежат пересмотру в апелляционном порядке Донецким апелляционным административным судом.

При таком правовом регулировании начиная со 2 сентября 2014 года исковые заявления относительно административных споров, подсудных Донецкому окружному административному суду и Луганскому окружному административному суду, подаются соответственно в Запорожский окружной административный суд и Харьковский окружной административный суд соответственно.

С указанной даты согласно правилам, установленным статьей 188 Кодекса административного судопроизводства Украины (далее — КАС Украины), суды первой инстанции (местные общие суды как административные суды и окружные административные суды), которые находятся в пределах территориальной юрисдикции Донецкого апелляционного административного суда, апелляционные жалобы вместе с делами, в которых эти суды принимали обжалуемое решение, направляют в Харьковский апелляционный административный суд для их апелляционного рассмотрения.

2. По таким же правилам устанавливается подсудность дел, рассмотрение которых не завершено и которые находятся в производстве местных, апелляционных судов, расположенных в районе проведения антитеррористической операции, и которые должны передаваться в определенных Законом Украины «Об осуществлении правосудия и уголовного производства в связи с проведением антитеррористической операции» судов.

В частности, в соответствии с абзацем первым части третьей статьи 1 настоящего Закона дела, рассмотрение которых не завершено и которые находятся в производстве местных, апелляционных судов, расположенных в районе проведения антитеррористической операции, в случае невозможности осуществлять правосудие, передаются судам в соответствии с установленной в соответствии с настоящим Законом подсудности в течение десяти рабочих дней со дня принятия распоряжения председателем соответствующего высшего специализированного суда.

По смыслу этой нормы передаче подлежат только дела, рассмотрение которых не завершено и которые находятся в производстве указанных судов.

То есть, дела, рассмотрение которых закончено, в определенные Законом суды не передаются.

Передача дел, рассмотрение которых не завершено, осуществляется судьей-докладчиком суда, расположенного в районе проведения антитеррористической операции, по правилам статьи 22 КАС Украины с учетом положений Закона.

С целью обеспечения непосредственного выяснения обстоятельств спора, рассмотрение переданной административного дела начинается сначала.

3. В случае невозможности передачи материалов дела в соответствии с установленной в соответствии с настоящим Законом подсудности, совершение необходимых процессуальных действий осуществляется по документам и материалам, представленным участниками судебного процесса, при условии, что такие документы и материалы являются достаточными для принятия соответствующего судебного решения (абзац второй части третьей статьи 1 Закона).

Этой нормой предусмотрено группу документов и материалов, подсудность рассмотрения которых осуществляется в соответствии с указанными правилами. Определение подсудности их рассмотрения зависит от такого.

Во-первых, эти документы и материалы касаются (являются производными) дел, рассмотрение которых не завершено и которые невозможно передать в суд в соответствии с установленной в соответствии с настоящим Законом подсудности.

При поступлении этих документов судья должен выяснить, зарегистрировано дело в автоматизированной системе документооборота соответствующего суда и не завершено ли его рассмотрение.

Если дело не зарегистрировано, то представленные документы и материалы не подсудны судам, определенным Законом. В связи с этим суд возвращает представленные по правилам пункта 6 части третьей статьи 108 КАС Украины документы и материалы заявителю как неподсудные такому суду и разъясняет право на обращение в этот же суд в порядке, предусмотренном статьями 104 — 106 КАС Украины.

Если же рассмотрение дела завершено, представленные документы и материалы также не подсудны судам в соответствии с установленной Законом подсудности, суд в соответствии с вышеуказанными правилами и на основании неподсудности возвращает их заявителю.

Во-вторых, таких документов и материалов должно быть достаточно для принятия соответствующего судебного решения. Если при рассмотрении этих документов и материалов, с учетом других доказательств по делу, суд, установит, что их недостаточно для принятия соответствующего судебного решения, должен закрыть такое производство и разъяснить лицам, участвующим в деле, право на повторное обращение при наличии необходимых документов, которых было бы достаточно для принятия соответствующего судебного решения, или потребовать восстановления работы суда, в производстве которого находится не рассмотренное дело, относительно которого подано недостаточно документов и материалов.

4. В таком же порядке определяется подсудность административных дел, рассматриваемых судами, расположенными в районе проведения антитеррористической операции, после их пересмотра апелляционными административными судами и Высшим административным судом Украины. Такие дела подлежат направлению в суды, определенные Законом, для продолжения рассмотрения, на рассмотрение или для передачи в архив.

5. Статьей 273 КАС Украины определена возможность восстановления полностью или частично утраченного судебного производства по административному делу, законченному принятием судебного решения или в котором производство закрыто.

Заявление о восстановлении утраченного судебного производства подается в суд, который принял решение по существу дела или принял постановление о прекращении производства по делу (ст. 275 КАС Украины).

Такое правовое регулирование указывает на неподсудность судам, определенным Законом, заявлений о восстановлении утраченного судебного производства по административным делам, рассмотрение которых закончено расположенными в районе проведения антитеррористической операции административными судами с принятием решения по существу дела или вынесением определения о прекращении производства по делу. В этом случае такое заявление подлежит возвращению заявителю в соответствии с правилами, установленными пунктом 6 части третьей статьи 108 КАС Украины.

6. Закон Украины «Об осуществлении правосудия и уголовного производства в связи с проведением антитеррористической операции» не наделяет суды, определенные настоящим Законом, полномочиями предоставлять информацию о вступлении в силу судебных решений по делам, не переданных в эти суды, выдавать исполнительные листы и копии судебных решений по таким делам. Исключение составляют дела, присланные Высшим административным судом Украины или апелляционными судами для передачи в архив.

7. Анализ Закона позволяет сделать вывод о том, что заявления по вопросам, которые суд решает после принятия окончательного судебного решения (заявления о принятии дополнительного судебного решения, разъяснения судебного решения, исправления описки в судебном решении, в исполнительном документе о выдаче копий решений и т.п.), на стадии исполнения судебного решения, заявления о пересмотре судебного решения по вновь открывшимся обстоятельствам, заявления о выдаче исполнительного документа является неподсудными относительно их рассмотрения судами, определенными Законом, они подлежат возврату заявителю в соответствии с правилами, установленными пунктом 6 части третьей статьи 108 КАС Украины, с разъяснением, что рассмотрение таких документов относится к полномочиям соответствующих административных судов, расположенных в районе проведения антитеррористической операции, после восстановления их работы.

Вопрос о порядке регистрации заявлений, подаваемых на стадии исполнения судебного решения, решается в соответствии с пунктом 6.1.5 Инструкции по делопроизводству в административных судах.

8. Ходатайство о возобновлении производства по делу решается по правилам статьи 156 КАС Украины, если материалы дела, рассмотрение которых не завершено и которые находятся в производстве местных, апелляционных судов, расположенных в районе проведения антитеррористической операции, переданы в порядке, предусмотренном абзацем первым части третьей статьи 1 Закона в суд, определенный этим Законом.

Если же материалы дела не переданы в такой суд, ходатайство о возобновлении производства по делу является одним из документов, предусмотренных абзацем вторым части третьей статьи 1 Закона. Рассмотрение ходатайство относится к компетенции суда, определенного этим Законом, который решает его с учетом документов, материалов и условий, установленных этой нормой (см. Пункт 3 настоящего листа).

9. Дела, подсудные административным судам, расположенным в районе проведения антитеррористической операции, в случае поступления в Запорожский, Харьковский окружные административные суды и Харьковский апелляционный административный суд, согласно статье 151 КАС Украины подлежат обязательной регистрации в автоматизированной системе документооборота суда.

По смыслу пункта 2.8.4 Положения об автоматизированной системе документооборота каждому судебному делу предоставляется единый уникальный номер. В связи с этим дела, поступающие в указанные суды, необходимо учитывать по имеющимся единственным уникальным номером с присвоением номера соответствующего производства.

В таком же порядке подлежат регистрации дела, направленные судами апелляционной и кассационной инстанций для продолжения рассмотрения или для передачи в архив и судом кассационной инстанции на новое рассмотрение.

Этот порядок применяется для регистрации документов и материалов, представленных участниками судебного процесса в соответствии с частью третьей статьи 1 Закона.

10. Судья или коллегия судей для рассмотрения таких дел и процессуальных документов определяются по правилам части третьей статьи 151 КАС Украины.

В то же время, апелляционные жалобы, поданные в суды первой инстанции, которые  не рассматривали дела, решения по которым обжалуются, не распределяются судьями и не подсудны этим судам относительно требований, установленных статьей 188 КАС Украины. Апелляционные жалобы вместе с приложенными к ним документами возвращаются безотлагательно заявителю без вынесения решения судьей и с разъяснением, что с такой апелляционной жалобой ему необходимо обратиться в суд, который рассматривал дело, после возобновления работы этого суда.

11. О результатах рассмотрения заявлений заявители должны быть обязательно проинформированы способом, предусмотренным КАС Украины для конкретного вида заявления.

Суды должны обеспечить право лица знать о дате, времени и месте рассмотрения его дела в суде, чтобы иметь возможность принять участие в рассмотрении. В связи с этим требования главы 3 КАС Украины подлежат неукоснительному соблюдению. Отметка почтового отделения с содержанием «Нет обмена с Донецком и Луганском» на возвращенной корреспонденции не может служить доказательством надлежащего уведомления стороны по делу.

12. Обеспечение соответствующих судов техническими и организационными ресурсами, необходимыми для использования автоматизированной системы, в соответствии с требованиями статей 145, 146 Закона Украины «О судоустройстве и статусе судей» и пункта 1.7 Положения об автоматизированной системе документооборота возложено на Государственную судебную администрацию Украины.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.