Ответственность туроператора за отмену или отсрочку тура

11p_turizm600

Многим знакома ситуация, когда вы собрались в долгожданный отпуск, накопили денег и даже успели купить путевки, но незадолго до вылета вам сообщают что тур отменяется. Еще хуже, если вы по прибытии в страну назначения узнаете, что номера в отеле не оплачены или, того хуже, отсутствуют обратные билеты. В результате отдых испорчен окончательно и бесповоротно.

Даже если смириться с тем, что отдых у вас не состоялся, возникает следующая проблема – возврат уплаченных за отдых денег. Вы обращаетесь к турагенту у которого купили путевку, он посылает вас к туроператору, либо сообщает что от него ничего не зависит, кормит вас завтраками. В общем, в ближайшее время деньги вам отдавать не собираются.

Какая же ответственность туроператора и турагента перед клиентом за несвоевременное выполнение обязательств, либо их невыполнение вообще?

За ненадлежащее исполнение своих обязательств туроператор, турагент, другие субъекты туристической деятельности несут имущественную и иную ответственность, определенную в договоре в соответствии с действующим законодательством (ст.32 Закона Украины «О туризме»). Согласно ст.33 указанного закона субъект туристической деятельности, который нарушил законодательство в области туристической деятельности при предоставлении туристической услуги, что нанесло ущерб, обязан возместить туристу убытки в полном объеме, если договором или законом не предусмотрено возмещение в меньшем или большем размере. Кроме того, согласно ч.2 данной статьи, турист имеет право на возмещение морального ущерба в соответствии с законом. Как мы видим, закон о туризме не содержит конкретных размеров ответственности, а лишь отсылает к договору.

Для возврата ваших средств необходимо иметь договор на оказание туристических услуг и документ, подтверждающий оплату вами тура. Для возмещения убытков желательно чтобы ваши расходы были документально подтверждены либо иметься свидетели.

Поскольку тур является услугой, вы в соответствие с ч.5. ст. 10 Закона Украины «О защите прав потребителей», в случае если туроператор не может выполнить (или просрочил выполнение) услуги согласно договору, за каждый день просрочки потребителю уплачивается пеня в размере трех процентов стоимости услуги, если иное не предусмотрено законодательством. Т.е. за каждый день не предоставления вам услуги, необходимо требовать 3% от стоимости вашего тура!

Вам необходимо обратиться с письменным требованием (заявлением) к туроператору о возврате стоимости тура и процентов за невыполнение своих обязательств, согласно вашего договора и закона о защите прав потребителей, приложить к нему копии имеющихся документов и указать реквизиты для возврата средств. Кроме того, если у вас в договоре был указан эквивалент стоимости в иностранной валюте, вы имеете право требовать возврат средств по курсу на момент возврата.

И самое главное, что получить свои средства возможно даже в случае банкротства туроператора, т.к. ст. 15 закон о туризме предусматривает, что туроператор для покрытия своей ответственности за убытки, которые могут быть причинены туристу в случае возникновения обстоятельств его неплатежеспособности или в результате начала процесса о признании его банкротом, связанные с необходимостью покрытия расходов туриста по его возвращению в место проживания (пребывания), возмещение стоимости предоставленных услуг, предусмотренных договором, должен предоставить подтверждение финансового обеспечения своей ответственности (гарантию банка или другого кредитного учреждения) перед туристом, в установленном порядке, при этом размер такой гарантии составляет не менее 20000 евро.

 

Дмитрий Погребняк, партнер Юридического центра «Гарант»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.